Сведения по истории края

Хронология освоения Лопасненской земли.

        

Собирая исторический материал по нашему краю, обращаешь внимание на то, что он многогранно представлен в специальной литературе, а исследователи, занимающиеся осмыслением археологических находок или зафиксированных в далеком прошлом знаменательных свершений,  довольно широко и доступно освещают все прошедшие события.  Это в значительной мере облегчает задачу по написанию краеведческого материала для ознакомления читателей с ходом истории на Лопасненской земле.      

         Представляя на страницах настоящего издания наиболее интересные факты (подтвержденные археологическими находками) и сопровождая их красочными иллюстрациями, составители преследовали цель пробудить интерес к краеведению у всех интересующихся читателей и, в особенности у молодого поколения. 

         Первым делом, что хотелось бы донести до читателя, это осмысление названия реки Лопасня, отчего оно произошло. Очень логичную версию, с которой можно согласиться приводит известный исследователь истории нашего края Ю.А. Кобяков. Основываясь на том факте, что самыми древними обитателями Подмосковья были финно-угорские племена, он подобрал слова из прибалтийских языков, которые бы несли смысловую нагрузку и были понятны людям при их использовании в названиях рек. Из его исследовательских материалов следует, что в средние века река Лопасня писалась и произносилась как Лапастна, что могло означать «Лисья река» (лиса по латышски - “lapsa”, а по литовски - “lape”). Приводит он и ещё одну, тоже балтскую версию: название Лопасня восходит к балтийскому географическому термину “lobas” – «долина, русло реки», где балтийский корень дополнен распространенным в названиях рек славяно-русским суффиксом –ня.

         Существует ещё одна интересная версия происхождения названия реки, автор её подольский краевед В. Шахов. Он  утверждает, что слово «Лопасня» произведено с языков одних из первожителей нашего края народностей мери и голяди и состоит из двух слов «лопа» - лист и «сня»-  «стна» - речка. Таким образом, это название можно перевести так: "Речка, текущая среди широколиственных лесов". И этому названию уверяет автор около 7 тысяч лет.

История края, на котором находится территория нашего муниципального образования, уходит в глубь веков. Когда-то по Приокской равнине, как и по всей европейской, части России перемещался с севера на юг мощный ледник. Именно благодаря его воздействию сформировался природный рельеф местности, который практически без изменений сохранился до наших дней. При таянии возникла долина реки Оки и одного из его притоков реки Лопасня. Ледник оставил по их берегам песчаные морены, огромные залежи гравия, пласты которого исчисляются толщей более десяти метров.

До сих пор при разработках природных кладовых в наших местах находят бивни и зубы мамонтов, копыта древних предков лошадей, рога доисторических оленей и коз.

Благодаря таким многочисленным находкам, можно с уверенностью утверждать, что сотни тысяч лет назад наш край был заселен уникальной флорой и фауной.

К сожалению, многие виды уникальных животных не сохранились до современного периода, либо претерпели существенные изменения в процессе эволюции:

 - Это гигантские бобры, длина которых достигала трех метров, в отличие от современного бобра он не имел плоского хвоста;

- Это мастодонты, которые, как и мамонты были покрыты шерстью, но по размерам уступали им. Их рост в холке составлял не менее трех метров. Основной пищей мастодонтов были листья деревьев и кустарников, обильно произрастающих в доисторических лесах нашего края.

-Это доисторический медведь, размеры которого впечатляют. Вес этого гиганта достигал, чуть ли не тонны, а размеры доходили до трёх метров. Легко представить, какой ужас он наводил на древних людей;

 -Это доисторическая лошадь, широкие копыта которой были приспособлены для ходьбы по болотам;

-Это доисторический олень, красивую голову которого венчали огромные рога. Некоторые из них достигали 4-х метров;

-Это доисторический носорог, который обитал в больших количествах на просторах между нынешней Тулой и Москвой. Эти гиганты с маленькими злобными глазками, с двумя устрашающими рогами на голове, были, по крайней мере, в полтора раза больше своих современных африканских собратьев. От лютого холода их защищала не только прочная как броня кожа, но и густая шерсть.

Вполне вероятно, что количество видов различных животных было в значительной мере больше, но ограничимся представлением тех, кости которых найдены были в наших местах.

 

Рис. Гигантский бобер.


Рис. Мастодонт.



Рис. Доисторический медведь


         Рис. Доисторическая лошадь.

 

          

 Рис. Доисторический олень. 

 

Рис. Доисторический носорог.


       

Рис. Охота на мамонта первобытными людьми.

 

По утверждениям ученых, в этот период, в котором обитали выше описанные животные, уже расселился повсюду первобытный человек. Главным его занятием была охота на диких животных и собирательство съедобных растений.

         Первое свидетельство наиболее древней хозяйственной деятельности человека на лопасненской земле были обнаружены совсем недавно (1990 г.), недалеко от церкви Преображения Господня на Старом Спасе было найдено хорошо сохранившееся каменное долото. Изготовленное из кремня, оно было отполировано самым тщательным образом. Специалисты определили, что этому бытовому орудию не меньше 3000 лет и относится оно к так называемой «фатьяновской культуре» (по селу Фатьяново, Ярославской области, где были впервые найдены захоронения древних людей). Фатьяновцы в совершенстве владели искусством обработки каменных орудий, грубо обтесывая их вначале камнем, а затем доводили с помощью мокрого песка и кожаных ремней.

  Подобный по обработке долоту, найденному у Старого Спаса, в карьере, рядом с деревней Солнышково нашли кремневый топор, а в селе Крюково каменное тесло.

Эти орудия крепились к деревянной рукоятке и могли использоваться человеком при  обработке древесины, почвы, при разделке туш домашний и диких животных. При необходимости они могли быть разящим оружием при защите или нападении.

         Основное занятие Фатьяновцев было скотоводство, в небольшой степени земледелие. Занимались они также охотой, рыболовством собирали мед диких пчел, грибы, орехи, ягоды и всевозможные плоды диких растений.

         Предполагается, что пришли племена Фатьновцев в наши края с запада с территории расположенной между Днепром и Вислой и местами потеснили, а кое-где слились с племенами охотников и рыболовов, до этого населявших регион. 

         Учеными отмечена примечательная особенность в захоронениях Фатьяновцев. Умерших хоронили в скорченном положении в сооружениях из дерева, бересты, прутьев, при этом мужчин на правом боку и головою на запад, а женщин на левом, головою на восток. В захоронения укладывали различные орудия, бытовые предметы, украшения в виде ожерелий из зубов животных, костей птиц, речных раковин.

         Могилы родовых старейшин выделялись размерами и богатством инвентаря, из чего исследователи предполагают, что общественный строй у племени был патриархально-родовым.  Верования людей - культ предков, медвежий и солярный (солнечный) культы.

 

             
         Рис. Носители «фатьяновской» культуры, мужчина и женщина. (2-е тыс. до н.э.,  реконструкция М.М. Герасимова).

 

         Археологические исследования, показывают, что с течением времени сообщества людей проживающих на территории нашего края постоянно сменялись, при этом не всегда мирным путем.

         Так на смену поселениям людей «Фатьяновской культуры», пришли племена из Прибалтики (по некоторым данным из-за Урала), представляющие так называемую «Дьяковскую культуру». Такое название культура получила по Дьяковскому городищу, раскопки которого были проведены в 1889 году, в музее-заповеднике Коломенское (г. Москва). Дьяковская культура это археологическая культура железного века, существовавшая в VII до н. э. — VII веках.

         Свидетельством присутствия в нашем крае племен Дьяковской культуры являются находки обнаруженные при археологических раскопках, проведенных в 1937 году, на высоком берегу Лопасни, рядом с деревней Завалипьево. Здесь было обнаружено старое городище, которое имело треугольную форму, с двух сторон его располагались глубокие овраги, с третьей, южной стороны, два больших вала. Это являлось надежным средством защиты для населения. Найденные археологами вещи дают возможность утверждать, что жители владели искусством ручного изготовления глиняной посуды (без гончарного круга) и другой домашней утвари. Обнаружены были также костяные гарпуны, для рыболовства, фигурки различных животных, украшенные резьбой рукоятки ножей, что говорит о высокой степени творчества мастеров живших в тот период.

Основными занятиями населения были скотоводство, в том числе коневодство  и охота. Культурное земледелие только начинало развиваться, для чего, частично выжигали окрестные леса и на освободившемся пространстве засевали ячменем и пшеницей. Под пастбища использовались заливные пойменные луга и склоны оврагов. Основу животноводства, как и в более ранний период, составляли свиньи, лошади и крупный рогатый скот.

При выполнении различных работ зачастую использовались бронзовые орудия, впоследствии они сменяются железными. Цветные металлы использовались для изготовления украшений. Но вообще металла было мало, видимо он доставался дорогой ценой, зато широко применялись орудия из кости.

         Усопших дьяковцы сжигали вместе с ритуальной утварью, а остатки пепла и погребального инвентаря с бронзовыми «шумящими украшениями» хоронили в так называемых «домиках смерти», своеобразной родовой усыпальнице, обычно находившейся в удаленном от жилья месте.

            

          Рис. Реконструкция жилья представителей дьяковской культуры.


Установить что же представляла собой религия дьяковцев, ученые не смогли до сих пор. Ответить на этот вопрос чрезвычайно трудно, любая попытка сразу же уводит исследователя в область догадок и предположений. На сегодняшний день ясно лишь одно: людей, живших в то время в бассейнах рек Москвы, Пахры, Лопасни и Протвы, объединяла не только общая материальная культура, но и общие религиозные представления. Именно они заставляли их вновь и вновь изготавливать глиняные женские статуэтки и таблички с непонятным точечным орнаментом, рисовать символы в виде двух соединенных вершинами треугольников, носить накладки и наконечники поясов с тамгообразными знаками и стилизованными человеческими фигурками, своеобразными “пляшущими человечками”, среди которых постоянно повторяется образ фигуры с высоко поднятыми вверх руками.

                  

Рис. Поделки сделанные руками людей «дьяковской культуры» ( 1-шейная гривна; 2-пряжка с выемчатой эмалью; 3-наконечник стрелы; 4-медная привеска; 5-медный бубенчик; 6-глиняный грузик; 7-статуэтка лошади из кости.).

 

         Во второй половине IX века в дремучие леса, простирающиеся по средней Оке и её притокам, пришли люди, именовавшие себя вятичи. Русская летопись свидетельствует о происхождении вятичей от легендарного родоначальника одного из крупнейших славянских племен, Вятко.

         История вятичей в наших краях делится на два периода. Первый из них, это середина I-го тысячелетия н.э. до Х-ХI вв., характеризуется патриархально-родовым общественным строем. О чем свидетельствуют летописи и ранние курганы.       Вятские курганы, распространённые в нашем крае (рядом с Крюковым, Старым Спасом и Легчищевым), являлись коллективными усыпальницами родичей.

 Исследования ученых показали, что их основным и главным занятием были скотоводство и земледелие. Земледелие поначалу было подсечным. Весной, топорами подсекали деревья и кустарник на выбранном участке леса. На другой год этот участок выжигали и по нему пускали тяжелую деревянную борону «суковатку». Обработанную таким образом землю засевали зерном. Позднее перешли к пашенному земледелию, когда применялись деревянные сохи и плуги с железными сошниками. Постепенно складывается четкое разделение труда, мужчины пашут, выполняют различные строительные работы, охотятся, а женщины убирают урожай, треплют и прядут лен, коноплю и шерсть, шьют одежду. Среди крестьян  появляются ремесленники, которые кормятся за счет продажи своих изделий.

Второй период истории вятичей в нашем крае, охватывает ХI-XIV вв., и характеризуется развитием у них феодальных отношений. Территория, занимаемая ими, во второй половине XI в. сделалась ареной междоусобной борьбы, в результате которой она была поделена между суздальскими и черниговскими князьями. С усилением Московского княжества земля вятичей вошла в его состав, но при этом, до середины XII в, вятичи оставались самостоятельным племенем. Летописные источники постоянно называют их в качестве особого племенного объединения, со старейшинами которого князья Юрий Долгорукий и другие вели переговоры.

До конца ХIII  в. вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, например, кремация умерших и возведение над местом погребения небольших курганных насыпей. После проникновения в среду вятичей христианства обряд кремации постепенно исчез. Вятичи дольше всех славян сохраняли свое племенное имя. Они жили без князей, в общественной жизни у них было самоуправление и народовластие.

Развитие феодальных отношений у вятичей сгладило племенные различия, и к XIV в. название "Вятичи" в литературных источниках уже не встречается.

Поселения древних славян-вятичей обнаружены в д. Солнышково, с. Крюково, местечке Старый Спас, д.  Карьково, с.  Талеж.

На сегодняшний день можно однозначно утверждать, что древний славянский народ, пришедший в наши края в IX веке, сумел организовать свою жизнь таким образом, что их потомки до сих пор проживают на Лопасненской земле.

Постепенно, с ходом истории на территории Лопасненской земли, менялись формации, происходили многочисленные войны и природные катаклизмы, но в основе всех преобразований были отношения между людьми, эти преобразования происходят и сегодня.

           

            Рис. Девушка из племен вятичей, реконструкция М.М. Герасимова

         

          Рис. Украшения, найденные при археологические раскопках поселений вятичей.

 




Официальный сайт сельского поселения Баранцевское
© 2012-2017.